Биопсия костного мозга и костномозговая пункция. Результаты биопсии.

2.Для чего проводятся биопсия костного мозга и спинномозговая пункция?

Биопсия костного мозга и пункция выполняются для того, чтобы:

• Найти причину изменений эритроцитов, белых кровяных клеток или тромбоцитов у пациентов с тромбоцитопенией, анемией или аномальным количеством белых клеток крови.
  • Выявить заболевания крови, такие как лейкемия, анемия или факторы, влияющие на костный мозг (множественная миелома или полицитемия).
  • Убедиться в том, что лимфома Ходжкина или лимфома другого вида, не распространилась на костный мозг.
  • Найти инфекции или опухоли, которые могут распространиться на костный мозг.
  • Подобрать лучшие методы лечения заболеваний костного мозга.
  • Собрать образцы костного мозга для медицинских процедур, таких как трансплантации стволовых клеток или хромосомного анализа.

Подготовка к процедуре

Процедура взятия КМ является обычной для гематологии. Какой-либо специальной подготовки пациента к стернальной пункции или трепанобиопсии не требуется.

Подготовка к манипуляции мало отличается от подготовки к другим малоинвазивным процедурам:

• больной перед манипуляцией должен быть обследован (общий анализ крови, коагулограмма);
  • за несколько дней отменяют антикоагулянты и антиагреганты, а также все другие лекарства, кроме жизненно необходимых;
  • за несколько часов пациенту нельзя кушать и пить (если процедура назначена на вторую половину дня, пациенту с утра необходим легкий завтрак);
  • за 2 часа до манипуляции нужно опорожнить кишечник, а непосредственно перед ней — мочевой пузырь;
  • если в месте будущего прокола кожи имеются волосы, их сбривают.

О наличии у обследуемого какой-либо аллергии необходимо уведомить врача, особенно если это аллергическая реакция на местные анестетики.

В день забора биоматериала больному нельзя назначать другие процедуры и оперативные вмешательства. При сильном чувстве страха больному следует принять седативные препараты за полчаса до процедуры, о чем нужно сообщить врачу. Стернальная пункция и трепанобиопсия не являются приятными манипуляциями, но и к болезненным их отнести сложно.

Место прокола кожи и надкостницы обрабатывается местным анестетиком, поэтому боль в этом месте не ощущается.

Непосредственно перед процедурой у пациента берут информированное согласие на манипуляцию: ему объясняют ход ее проведения, а также возможные осложнения после нее. Если пункция предстоит несовершеннолетним детям, информированное согласие берут у их родителей или других законных представителей.

3.Как проводится биопсия?

Данные процедуры проводит гематолог, онколог, терапевт, патологоанатом или специально обученный врач. У взрослых, как правило, берут образец костномозговой жидкости из задней части тазовой кости. В редких случаях образец жидкости берется из грудного отдела или передней части тазовой кости. У маленьких дети образцы получают из передней нижней части голени, чуть ниже колена. Биопсия костного мозга берется только из тазовой кости. Пункцию проводят с помощью иглы. При биопсии используют специальный инструмент, который вкручивают в кость.

Взятие биоматериала

Для проведения миелограммы необходим красный КМ. Получить его образец можно путем пункции грудины (стернальная пункция), биопсии подвздошной (трепанобиопсия), пяточной, бедренной или большеберцовой костей.

Первые две процедуры для взятия образца биоматериала в гематологии используются чаще всего. Трепанобиопсия позволяет получить большой объем биоматериала для исследования. Взятие образцов КМ из пяточной и других костей ног применяют у новорожденных и маленьких детей.

4.Результаты биопсии костного мозга

Результаты биопсии костного мозга, как правило, готовы в течение недели.

Нормой считаются следующие показатели:

• Костный мозг имеет нормальное количество жира, соединительной ткани и железа. Нормальные соотношение числа взрослых и растущих клеток костного мозга.
  • Никаких признаков инфекции не наблюдается.
  • Отсутствуют раковые клетки, такие как лейкозы, лимфомы или множественные миеломы.
  • Нет распространения раковых клеток из других пораженных областей.

Отклонение от нормы:

• Клетки костного мозга с патологией.
  • Соотношение количества разных клеток нарушено.
  • Костная ткань с патологией.
  • Слишком много железа или слишком мало железа (железодефицитная анемия).
  • Есть признаки инфекции.
  • Присутствуют раковые клетки (лейкоз, лимфома, или множественная миелома).
  • Костный мозг вытеснен рубцовой тканью.

В зависимости от результатов биопсии костного мозга или спинномозговой пункции врач может назначить дополнительные обследования, подобрать или скорректировать схему лечения или, наоборот, убедиться, что с Вашим здоровьем все в порядке.

Исследование ликвора. Люмбальная пункция

Исследование ликвора – один из самых достоверных методов лабораторной диагностики воспалительных и аутоиммунных заболеваний нервной системы. Чтобы точно выявить целесообразность исследования и обезопасить Вас от нежелательных последствий мы выполняем исследование ликвора только по назначению врача нашей клиники после проведения соответствующей подготовки. Мы осуществляем люмбальную пункцию амбулаторно, если к пункции нет противопоказаний. После пункции мы оставим Вас в палате под наблюдением медицинского персонала на несколько часов (обычно около 5).

Для выполнения пункции нам понадобятся:

1. МР-томография головного мозга (не только заключение, но и снимки на пленках или дисках), давностью не более 3х месяцев. Это важно для Вашей безопасности: при некоторых заболеваниях и врожденных аномалиях мозга люмбальная пункция слишком рискованна. При нечеткости снимков мы оставляем за собой право попросить Вас их переделать.
  2. Осмотр неврологом в нашей клинике. Врач, который будет выполнять пункцию должен точно понимать показания к исследованию, уровень безопасности пункции в Вашем случае и пути предупреждения побочных эффектов.

Мы выполняем люмбальную пункцию одноразовой пункционной иглой, в малой операционной, по всем правилам асептики и антисептики.

Исследование ликвора, люмбальная пункция. На приеме у врача невролога в клинике “Эхинацея”

Исследования ликвора, в зависимости от цели исследования, может включать в себя:

• Исследование ликвора для подтверждения, либо исключения диагноза «Рассеянный склероз» – исследование олигоклонального IgG в ликворе.
  • Общий анализ ликвора: белок, глюкоза, цитоз (количество и состав клеток), калий, натрий, хлор.
  • Микроскопия ликвора на грибы, бактерии, атипичные клетки.
  • Бактериологический посев ликвора.
  • ПЦР – исследование из биоматериала ликвора на туберкулез, сифилис, токсоплазмоз, энтеровирусы (вирус полиомиелита входит в эту группу вирусов), цитомегаловирус, вирус герпеса 6 типа, вирус простого герпеса (1 и 2 типы), вирус Эпштейн-Барр, листерию, боррелию, хламидию трахоматис, вирус клещевого энцефалита и некоторые другие инфекции.

В основном, плановое исследование ликвора требуется для диагностики и дифференциальной диагностики воспалительных, в т.ч. инфекционных и аутоиммунных болезней нервной системы:

• Рассеянный склероз и рассеянный энцефаломиелит
  • Хронические нейроинфекции, в т.ч. нейроборрелиоз, нейросифилис, туберкулез центральной нервной системы, герпетические инфекции, грибковые инфекции
  • Дифференциальная диагностика бокового амиотрофического склероза и медленных нейроинфекций
  • Нейросаркоидоз
  • Нейролейкоз

Частым нормальным осложнением является постпункционная головная боль, это нормально и она может сохраняться до 1 недели. При возникновении головной боли Вы можете связаться с врачом и получить необходимые рекомендации.

Показания для назначения

1.Подозрение на поражение костного мозга онкогематологическим заболеваниям.2. Дифференциальная диагностика злокачественной онкопатологии системы кровеобразования и других заболеваний 3. Определение морфологического типа, распрстраненности, стадии заболевания, что позволяет избрать дальнейший план обследования пациента, избрать тактику ведения и тактику лечения, спрогнозировать течение заболевания. 4. Контроль эффективности во время и после лечения. 5. Определение состояния болезни на этапе наблюдения за пациентом в период ремиссии, подтверждение ремиссии 6. Стойкие анемии, цитопении, цитоз ускрорение СОЭ. 7. Неопластическое поражение костей.

Цитологическое и гистологическое исследование

Мазки костного мозга готовят сразу после взятия пункции. Биоптат для гистологического исследования консервируют в специальных растворах. В лаборатории из биоптата готовят гистологические срезы, окрашивают их и оценивают. При этом стараются приготовить как можно больше микропрепаратов КМ, особенно при гипопластических процессах, когда взятые образцы очень бедны клеточными элементами. Цитологическое исследование проводится в день отбора образцов, на гистологию требуется до 10 дней.

При цитологическом исследовании миелограммы оценивают:

• количество и соотношение разных видов клеток;
  • патологические изменения формы, размеров и структуры клеточных элементов;
  • тип кроветворения;
  • цитоз;
  • костномозговые индексы;
  • наличие специфических клеток.

Результат цитологического исследования имеет вид таблицы из трех колонок: в первой указаны названия клеточных элементов, во второй — показатели, определенные в образцах КМ, в третьей — референсные (нормальные) количественные или процентные показатели.

Восстановление после манипуляции

Сама процедура длится не более 15 минут. После взятия образцов, больной в течение часа находится под медицинским наблюдением: контролируют пульс, артериальное давление, температуру. Если никаких осложнений в течение часа не обнаружилось, пациента отпускают домой. При болевых ощущениях больные могут принимать обезболивающие препараты.

Поскольку после процедуры возможны головокружения и обмороки, обследованным пациентам запрещено в этот день вести автомобиль. Риск возникновения кровотечения из места прокола кожи является причиной запрета выполнять тяжелые работы, заниматься спортом или употреблять алкогольные напитки в течение нескольких дней после процедуры.

Чтобы недопустить инфицирования места прокола кожи, необходимо своевременно менять салфетки и обрабатывать ранку антисептиками. До заживления раны запрещается посещать общественные бассейны, сауны, купаться в реке.

Возможные осложнения

Взятие пунктата (биоптата) костного мозга считается безопасной процедурой. Если она выполняется опытным врачом и с соблюдением всех правил, осложнения после нее возникают очень редко. К таким редким последствиям относятся:

• инфицирование места прокола;
  • кровотечения;
  • сквозной прокол или перелом грудины;
  • обморочные и шоковые состояния у истероидных пациентов.

Чтобы избежать возможных последствий, врачу необходимо строго соблюдать все этапы процедуры, а перед ней — провести доверительную беседу с пациентом.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )