Упражнения для формирования правильной осанки у детей

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не спровоцировали осложнений.

Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.

Причины нарушений осанки у детей

Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.

Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.

Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются в:

  • недостаточной физической активности;
  • несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
  • недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
  • неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
  • сутулости и пр.

В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что усугубляет ситуацию.

Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).

Также в роли факторов, способствующего возникновению нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:

  • вальгусная деформация стопы;
  • переломы позвоночника;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • остеомиелит;
  • укорочение одной из ног;
  • нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).

Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:

  • уменьшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • снижению амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • корешковому синдрому при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т. д.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

Упражнения для профилактики искривления позвоночника у детей можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста.

  1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
  2. Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
  3. Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
  4. Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
  7. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Виды и симптомы нарушений осанки у детей

Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет дальнейшую тактику лечения. Это:

  • плоская спина – сглаживание всех естественных позвоночных изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе;
  • сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза) при уменьшении поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически полном отсутствии поясничного лордоза;
  • кругло-вогнутая спина – увеличение всех естественных изгибов позвоночника;
  • сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости, что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.

Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.

Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению следующих признаков:

  • быстрая утомляемость, потеря интереса к подвижным играм;
  • жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
  • сложности при длительном нахождении в одной позе;
  • возникновение хрустов во время движения;
  • голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу, ягодицы уплощаются;
  • опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги;
  • наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе;
  • плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.

Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.

Гимнастика при сколиозе

Патологическое искривление осанки сложнее всего купировать, так как смещение позвонков сопровождается деформационными процессами. Поэтому лечебная физкультура назначается на длительный срок, почти всегда выполняется в период ношения корсета и приемом специальных медикаментов. Тренировки обычно основываются на следующих упражнениях:

  • Лечь на спину и поднять ноги вверх, делать вращения, напоминающие езду на велосипеде.
  • Встать ровно, ноги на ширине плеч, руки на талии. На выдохе поднимать ногу вверх, сгибая в колене. Стараться максимально притянуть ее к животу.
  • Лопатки зафиксировать гимнастической палкой, взять ее за концы руками и наклоняться так вперед.

Количество повторений определяет врач, исходя из возраста и степени выраженности искривления. В процессе выполнения не должно быть боли или чрезмерных усилий, в противном случае можно сильно усугубить ситуацию.

Лечение нарушений осанки у детей

После установления точной причины возникновения нарушения осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться, лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям, которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго придерживаться других рекомендаций врача.

Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.

Основными компонентами лечения являются:

  • ЛФК;
  • лечебный массаж;
  • мануальная терапия;
  • гидротерапия;
  • физиотерапия.

При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях – жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.

Также важно разработать и придерживаться правильного режима дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место школьника в соответствии с его ростом.

ЛФК

Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном положении.

Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения определенных упражнений.

Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.

У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.

Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.

Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре, тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.

С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.

Лечебный массаж

Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных. Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного столба.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Гидротерапия

Гидротерапия подразумевает проведение различных водных процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика и пр.

Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.

Правила проведения занятий

После определения характера патологии и характера деформации осанки, физиотерапевт назначает ему подходящий комплекс упражнений. Он формируется с учетом необходимости степени воздействия на имеющиеся искривления. Проводить их можно в спортивном зале, специально оборудованном физкабинете или в домашних условиях. Важно убедиться, что в процессе ребенку комфортно, на нем удобная дышащая одежда, нет стрессовых факторов и самочувствие нормальное.

Стоит также соблюдать следующие простые правила:

  • Не кормить ребенка за 2 часа до тренировки.
  • Взять с собой бутылку с чистой водой, давать ее небольшими глотками по мере проведения занятия.
  • В период коррекционной терапии строго следить за рационом, сбалансировать его необходимым количеством белков, углеводов, витаминов, исходя из возрастной потребности.
  • Проводить тренировку только в хорошо проветренном помещении с температурой не выше 20С.
  • В процессе выполнения важно научить ребенка следить за дыханием, сообщать, если появляется боль или сильный дискомфорт.
  • Вся гимнастика, выполняемая в терапевтических целях, должна проводиться с соблюдением строгой технологии (плечи расправлены, подбородок поднят, спина ровная).
  • Никаких рывков, усиленных действий, задержки дыхания в процессе быть не должно. Все делается осторожно и плавно, сложность тренировок наращивается постепенно.
  • Проводить тренировки поздним вечером запрещено.
  • Тренировки должны быть системными, проводится регулярно, с равными интервалами времени между ними.

Самостоятельно корректировать подобранные упражнения, усложнять их, увеличивать нагрузку, без консультации со специалистом категорически запрещено. Это не только не ускорит появление результата, но и приведет к более серьезным искривлениям. Первые занятия обязательно проводятся вместе с физиотерапевтом, после освоения ключевых техник, разрешается самостоятельное проведение в домашних условиях.


Все упражнения проводятся только в хорошо проветренном помещении

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]