Неправильная осанка — это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.
Факторы риска искривления позвоночника у детей
Проблемы развития
Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет.
Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).
Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.
Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.
Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
Неверная поза
Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.
К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.
Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).
Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).
Гиподинамия…
Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.
Симптомы нарушенной осанки
Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.
Основной симптом нарушенной осанки — внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
Для диагностики искривления спины у ребенка достаточно его поставить вертикально
При кифотической осанке (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, грудная клетка западает, лопатки «крыловидные», ноги полусогнуты в коленях, наблюдается уплощение ягодиц и слабый мышечный тонус всего тела.
Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.
При плоской спине снижается уровень наклона таза, грудная клетка смещается вперед, «крыловидные» лопатки выступают, живот отвисает. При плоско-вогнутой спине грудная клетка узкая, увеличен угол наклона таза, живот и ягодицы выпячиваются.
Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.
Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.
Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.
Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры. При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения. Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.
Как вовремя распознать искривление позвоночника
Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.
По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)
При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.
Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки — на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет — 1 — 1,5 мин, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7- 11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.
Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.
В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.
Методы формирования правильной осанки у детей школьного возраста
Питание
А знаете ли вы, что…
Следующий факт
Детям школьного возраста особенно важно следить за осанкой, поскольку на них возлагаются большие нагрузки при сидении на уроках в школе и выполнении домашних заданий.
В периоды активного роста ребенку в особенности необходимо правильно питаться. В рационе должно быть достаточно продуктов, обогащенных кальцием и другими полезными веществами. В рационе должны быть молочные продукты, мясо, морепродукты, орехи, яйца, фрукты и овощи. В ряде случаев могут быть показаны витаминно-минеральные комплексы, содержащие кальций.
Именно в периоды активного роста наиболее часто отмечаются нарушения осанки. Также возможны так называемые боли роста, в особенности в костях нижних конечностей.
В подростковый период накапливается пиковая костная масса, потому полноценнее питание важно также и для предупреждения в будущем остеопороза.
Правила работы за столом
Ниже приведены основные моменты по правильной работе за столом
Особенно важно придерживаться всех правил при сидении за столом и за школьной партой. Они сводятся к следующему:
- Вся мебель ребенка должна соответствовать его росту. По мере того, как он растет, нужно выбирать новые столы и стулья.
- При сидении за школьной партой ноги должны твердо стоять на полу. Колени нужно сгибать под прямым углом.
- Спина должна располагаться ровно и полностью опираться на спинку стула.
- Локти должны быть расположены на столе.
- Грудной клеткой ребенок не должен опираться на край стола.
- При работе за столом дома нужно периодически делать перерывы, посвящая их несложным упражнениям и двигательной активности.
Видео: «Формирование осанки у школьников»
Больше узнать о формировании осанки можно в следующих статьях:
- Узнать как работает электронный корректор осанки можно в следующей статье
- Принцип работы магнитного корректора осанки
- Список асан из йога для исправления осанки Вы найдете на странице
- Какие бывают ортопедические стулья для формирования правильной осанки, можно узнать по ссылке
Упражнения для осанки
Для формирования правильной осанки рекомендуется регулярно выполнять несложные упражнения. Они могут быть следующими:
- Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
- Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
- Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
- Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.
Такие упражнения можно делать ежедневно в утреннее время
Упражнения помогают развить мышцы шеи и спины, выработать правильное положение тела.
Другие методы
Также родители должны уделить достаточно внимания кровати школьника. Она должна быть твердой и ровной. Оптимальный вариант — ортопедический матрас. Мягкий матрас и пуховая перина не допускаются. Подушка должна быть достаточно плоской, и находиться под головой, а не под плечами.
Также для школьников усугубляет положение то, что им нужно носить тяжести в виде школьного ранца. В идеале его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка, поскольку в этом возрасте позвоночник не рассчитан на большие нагрузки. Ранец должен иметь ровную и твердую спинку, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Тяжелые сумки не должны носиться на одном плече.
Видео: «Упражнения для формирования осанки у детей»
Формируем осанку
Поскольку одно из основных условий хорошей осанки — правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.
Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.
Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.
Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.
Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.
При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.
Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «Прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.
Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.
Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.
В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины — в конце концов это станет привычкой.
Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 — 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.
Методы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Питание
В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.
Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами — очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого — молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.
Питание занимает особое место в формировании осанки у ребенка. Обратите внимание, какие продукты содержат большое количество кальция
Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.
Физические упражнения
Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины — это плавание и купание. Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.
Другой важный момент — полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании
У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами. Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем — занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры. Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.
Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:
- Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
- Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
- Полезно использовать шведскую стенку — лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
- Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
- Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
- Также полезны упражнения, при которых исходное положение — стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
- Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
- Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.
Несколько эффективных упражнений для укрепления спины у детей дошкольного возраста
Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса
Упражнения для профилактики искривления позвоночника у детей можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста.
- Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
- Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
- Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
- Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
- Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
- Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
- Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
- Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
- Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
- Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
- Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.
Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:
- лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
- лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.
Что дают упражнения для осанки спины
После 6 лет происходит усиленный рост скелета, сопровождаемый незначительным приростом мышечной массы. Но неокрепший позвоночный столб без мышечной поддержки очень уязвим к образованию нетипичных изгибов.
Обеспечить мощный мышечный корсет поможет физическая нагрузка. Даже простейшие упражнения для исправления осанки у детей, выполняемые в домашних условиях, дадут потрясающий результат.
Упражнения при нарушении стана:
- Корректируют нервные изгибы в позвоночном столбе
- Приводят в тонус корсет мускулатуры
- Зарождают привычку держать спинку ровно
- Позволяют добиться функциональной симметрии
- Стимулируют обменные процессы
- Стабилизируют психоэмоциональный фон.
Противопоказания для занятий
Перед выполнением любых упражнений для спины необходимо определить болевой очаг, при его наличии. Также в ходе выполнения заданий на грудной отдел позвоночника нужно быть внимательным к возможным болезненным ощущениям в области поясницы или шеи.
При наличии любой деформации позвоночного столба не стоит:
- выполнять статические движения с сильным воздействием на спину;
- резко поворачиваться, скручиваться;
- давать неравномерную нагрузку на корпус;
- перегибать область поясницы и груди;
- выполнять акробатические приемы;
- бегать, прыгать на скорость.
Основные правила выполнения упражнений для прямой осанки
Комплекс упражнений для осанки для детей нужно выполнять на регулярной основе, примерно 3-4 раза в неделю. Задания при этом необходимо усложнять. В ходе тренинга нужно помнить о:
- разминке, с которой начинается тренировка;
- заминке — растяжке, с которой она заканчивается;
- технике дыхания, заключающейся в выдохах на усилии и отсутствии задержек дыхания;
- плавности выполнения заданий без рывков;
- самочувствии занимающегося – не нужно его беспокоить при плохом состоянии здоровья или сильной усталости.
Лучше уделять тренировкам утренние часы, до еды.
Виды сколиоза у детей
По типу происхождения сколиоз у детей может быть врожденным и приобретенным. Причины врожденной болезни не связаны с наследственностью. Скорее это результат неправильного вынашивания плода и питания матери, когда она принимала недостаточное количество продуктов, содержащих вещества и минералы, необходимые для формирования костно-мышечной системы ребенка.
Приобретенный сколиоз – это следствие неправильного развития малыша. Задача родителей не допустить появление этой болезни, потому что в большинстве случаев он является следствием их невнимательности. Если сколиоз неврожденный, он является результатом постоянного пребывания тела в неправильном положении в младенческом возрасте.
Когда ребенок растет, необходимо заниматься физическим развитием, не допускать неконтролируемых нагрузок на позвоночник. Особенно важно развивать мышцы, если замечается, что мышечный спинной корсет не развит, слабый. Толчком к появлению сколиоза могут стать травмы.
По типу проявления болезни сколиоз бывает лево и правосторонним с одной, двумя или тремя дугами деформации. Он проявляется в области шеи, шеи и груди, в грудной клетке, пояснично-грудной части, в пояснице, а также комбинированно совмещать элементы нескольких искривлений.
Важность лечебной физкультуры при сколиозе
Лечебная физкультура используется для профилактики и лечения болезни на первом и втором этапе ее развития. В позднем периоде она становится дополнительным, но не основным способом борьбы с болезнью. Она включает в себя комплекс специальных движений, направленных на укрепление спинных мышц. Эффективность от ЛФК повышается, если она проводится под контролем родителей, так как тренер на занятии не может уделить всем занимающимся постоянное внимание.
Лечебная физкультура является классическим средством для преодоления болезни. В большинстве случаев она помогает остановить ее течение и вернуть позвоночнику правильное положение. Поэтому важно сразу начать лечение детского сколиоза, как только выявлены его симптомы.
Хирургическое вмешательство – это крайняя и сложная мера, прибегать к которой следует в опасных для здоровья случаях. Легче болезнь предупредить и излечить посредством ЛФК, чем усложнять проблему.