Каким образом осуществляется транспортировка с переломом позвоночника


Как устроен позвоночник человека

Позвоночник человека – это одна из основных частей опорно-двигательного аппарата. В нем заключен спинной мозг, сосредоточено большое количество нервных волокон. Кроме того, состояние позвоночного столба во многом влияет на осанку человека, а повреждение одного из сегментов может стать причиной паралича или других серьезных изменений в организме человека.

Строение позвоночника сложное, многосоставное. В него входят:

  • Позвонки. Являются основной составной частью позвоночного столба. Состоят из нескольких частей – желтая и задняя позвоночная связка, тело, отростки. Такое строение позволяет добиться высокого уровня защиты спинного мозга от растяжения или случайных повреждений.
  • Межпозвоночные диски. В нормальном состоянии они отвечают за амортизацию нагрузки и удерживают кости от трения и повреждения в результате ударов друг об друга.
  • Связки. Приспособлены для того, чтобы соединять позвонки между собой.
  • Сухожилия. Главное предназначение такого элемента – это крепление к позвоночнику многочисленных мышц, расположенных поблизости.
  • Фасеточные суставы. Им позвонки обязаны своей подвижностью.

Любая из частей в результате сильных нагрузок может быть повреждена. Если это случилось, важно, чтобы транспортировка пострадавшего с переломом позвоночника была выполнена осторожно и со знанием дела.
Все позвонки в теле человека разделены на несколько отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Травма может быть сконцентрирована в каждом из этих отделов.

Казенное учреждение Республики Калмыкия

Не транспортируйте пострадавшего самостоятельно , если есть уверенность, что вскоре будет оказана квалифицированная медицинская помощь. Необходимо помнить также и о том, что чем меньше будет перекладываний пострадавшего, тем лучше это отразится на его дальнейшем состоянии, не следует перемещать пострадавшего без крайней необходимости. Транспортировка пострадавшего обязательно должна проводиться только после иммобилизации поврежденной части тела и оказания первой помощи в соответствующем объеме. Выбор способа или метода транспортировки зависит от характера и тяжести травмы, состояния пострадавшего, количества Лиц, оказывающих помощь, наличия вспомогательных приспособлений, расстояния транспортировки и других условий.

Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и не имеет травм нижних конечностей с типичными признаками переломов, он может передвигаться самостоятельно, но с обязательной помощью сопровождающего. Сопровождающий закидывает руку пострадавшего на свои плечи, удерживая ее в области запястья, и обхватывает пострадавшего за талию или за грудь. Более надежный вариант — передвижение пострадавшего между двумя сопровождающими. Нельзя допускать самостоятельного передвижения пострадавших с повреждениями черепа, органов груди и живота, а также с травмой позвоночника. Первый способ переноски на спине применяется, когда пострадавший не может самостоятельно передвигаться, но может держаться за спасателя руками, обхватив его шею, спасатель при этом поддерживает пострадавшего руками за бедра. При втором способе пострадавший держится на спине спасателя «мешком», т.е. спасатель держит пострадавшего за руки, а ноги пострадавшего свободно висят. Для переноски пострадавшего на плече, спасатель приподнимает пострадавшего, удерживая в области подмышек, и укладывает нижними отделами живота на свое плечо. Затем обхватывает рукой ноги пострадавшего, и, удерживая его таким способом, переносит. Если вес пострадавшего небольшой, то его переноску можно осуществить на руках. Для этого спасатель подводит одну руку под ягодицы пострадавшего, а другую под спину, поднимает его и несет, пострадавший при этом обхватывает руками шею спасателя, если позволяет его состояние. Лучше всего переноску пострадавшего осуществлять с использованием нескольких человек. Если пострадавший находится в сознании, его переносят сидя на руках спасателей. При переноске несколькими людьми возможны варианты соединения рук спасателей в «замок» — из четырех, трех, двух РУК. При переносе на четырех руках, соединенных в сложный замок, каждый спасатель берется правой рукой за свое левое предплечье, а левой — за левое предплечье партнера, при атом получается подобие «сиденья». На это «сиденье» сажают пострадавшего, который руками обхватывает шеи спасателей. Если пострадавший сильно ослаблен и не может держаться за шеи спасателей, он нуждается в дополнительной поддержке, для этого применяется «замок» из трех рук. При этом один из спасателей, как правило, менее сильный, обхватывает правой рукой свое левое предплечье, а левой — правое предплечье партнера. Второй спасатель правой рукой берет правое предплечье первого, а левой поддерживает пострадавшего за спину. «Сиденье» из двух рук позволяет спасателям двигаться прямо и свободными руками поддерживать пострадавшего.

Переноска пострадавшего «друг за другом двумя спасателями» может осуществляться по-разному. В первом варианте один из спасателей встает сзади пострадавшего и подхватывает его под спину и ягодицы. Второй спасатель, располагаясь спиной к первому, встает между ног пострадавшего и подхватывает его под голени и колени. В другом варианте один из спасателей удерживает раненого за подмышечные впадины. Этот способ переноски удобен, если пострадавший находится без сознания. Транспортировка пострадавшего с помощью стула. Такой способ используется для преодоления узких проходов или лестниц. Пострадавшего усаживают на жесткий стул, переноску осуществляют два спасателя, один находится сзади пострадавшего, другой к нему лицом. Транспортировка пострадавшего «волоком». Таким способом на небольшое расстояние перемещают пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами опорно- Двигательного аппарата, исключающими возможность транспортировки своим ходом или переноской.

Для этого можно использовать одеяло, кусок брезента, верхнюю одежду и т.д. Пострадавшего затаскивают на полотнище, держа за одежду в области плеч, или подкладывают под него необходимый материал. Транспортировку таким способом лучше всего осуществлять по относительно гладкой поверхности почвы, чтобы на пути не попадалось острых предметов, веток, камней, стекол и т.д. Через каждые 3—5 минут необходимо останавливаться для отдыха и осмотра пострадавшего. Таким способом нельзя перемещать пострадавших с травмами позвоночника и костей таза. Переноска пострадавшего с помощью лямки. Она представляет собой полосу прочной ткани длиной около 3,5 метров, шириной 5—7 см. Материалом для лямки могут служить брезент, поясные ремни, полотенца, простыни, канат и т.д. Этот способ не может применяться при переломах бедра, позвоночника, таза, а также верхних конечностей.

Переноска пострадавшего с помощью носилок это наиболее безопасный способ транспортировки пострадавших. Как правило, специальные носилки имеются на оснащении у скорой медицинской помощи. Чаще всего для спасения пострадавшего используются импровизированные носилки, выполненные из подручных материалов. Для этого необходимо иметь под рукой две жерди длиной 2,7—3,0 м (можно использовать лыжи), которые соединяются между собой распорками на расстоянии 60—70 см. Затем перематываются матерчатыми полосами или веревками так, чтобы образовалось подобие «ложа». Вместо веревок можно использовать пальто или плащ. В качестве носилок могут использоваться также двери, столешницы, широкие доски и т.д.

Подъем носилок должен осуществляться одновременно всеми спасателями. Спасатели, несущие носилки, должны идти не в ногу, короткими шагами и не очень быстро. Идущий впереди должен предупреждать идущего сзади о встречающихся препятствиях. Наблюдение за пострадавшим должен вести идущий сзади. При подъеме в гору для выравнивания носилок идущий впереди максимально опускает носилки, а идущий сзади старается поднять их как можно выше, при спуске с горы — все наоборот. Пострадавшего необходимо нести ногами вперед вниз по лестнице и из транспорта и головой вперед вверх по лестнице и в салон транспорта. При повреждении грудной клетки или шеи пострадавшего необходимо транспортировать в полусидячем положении (угол между конечностями и туловищем должен быть 45°). Пострадавших с повреждениями живота транспортируют на носилках в лежачем положении. При повреждении позвоночника пострадавшего обязательно транспортируют в положении лежа на спине на жесткой основе (щит, доски и т.д.). Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии необходимо транспортировать лежа на боку или животе, предотвращая, таким образом, попадание рвотных масс и крови в легкие. В случае ожогов спины и ягодиц транспортировка пострадавшего осуществляется лежа на животе. Пострадавших с повреждением тазовых костей, при подозрении на перелом таза или позвоночника транспортируют в положении лежа на спине с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах и разведенными в стороны ногами (поза «лягушки»). При транспортировке пострадавшего с массивной кровопотерей или при подозрении на внутреннее кровотечение целесообразно приподнять ножной конец носилок или ноги пострадавшего, подложив под них валик.

Основные причины травмы

В списке основных причин травмирования:

  1. Сильное сдавливание. Происходит в том случае, если человек неловко падает или случайно приземляется на ягодицы или голову. В этом случае возникает большое давление и два типа переломов – компрессионный и оскольчатый. Компрессионный характеризуется существенным уменьшением высоты позвонка. При сокращении длины более чем на 50% часто единственным выходом лечения оказывается хирургическое вмешательство. Осколочный перелом намного опаснее, потому что в таком случае позвонок начинает дробиться на множество осколков – они могут повредить не только спинной мозг, но и мышцы и связки. Именно по причине появления осколков кости необходима иммобилизация пострадавшего с переломом позвоночника.
  2. Сильное растяжение. В этом случае больше страдают связки и нервы, а также межпозвоночные диски. Подобные переломы называют декомпрессионными. В особой зоне риска находятся люди, много работающие с тяжестями, занимающиеся спортом, а также пожилые и дети. Кроме того, провоцировать частое появление переломов может и остеопороз, а также другие болезни, способствующие истончению костной ткани.

Транспортировка при переломе позвоночника

Транспортировка с переломом позвоночника производится исключительно опытными медиками. Если не оказать должное внимание положению тела человека, травма может усугубиться. Рассмотрим основные требования по транспортировке больного.

Базовые транспортные положения пострадавшего

Существует несколько важных требований, определяющих, каким образом осуществляется транспортировка с переломом позвоночника. К ним относятся:

  • Полная иммобилизация человека. Тело должно быть прочно закреплено на носилках или на том, что их заменяет. Лучше всего привязать человека за руки и ноги. Если носилки недоступны, можно связать между собой несколько досок, учитывая, что голова должна оставаться в правильном положении.
  • Транспортировка при подозрении на перелом позвоночника должна проводиться не менее чем тремя специалистами. Опытные медики говорят, что помощь должна оказываться пятью сотрудниками «скорой».
  • Если у вас нет под рукой ничего жестокого для переноски, больной принимает положение на мягких носилках, а его переворачивают на живот.
  • Иммобилизация при переломе позвоночника важна при проблемах с любым отделом позвоночника. Важно не допустить смещения, а также не задеть спинной мозг пострадавшего.

Если у вас есть подозрение, что может пострадать шейный отдел, нужно сконструировать специальный корсет, сохраняющий неподвижность.

Транспортировка при отсутствии сознания

В этом случае важно наклонить голову пострадавшего и убедиться в том, что у него во рту нет рвотных масс. Обратите внимание на то, что человек никак не может сообщить вам о своем состоянии, потому стоит перевозить его с собой осторожностью.

Транспортировка при нарушениях кровообращения

В этом случае стоит зафиксировать повреждение и стараться всеми силами изолировать возникающую на поврежденном месте гематому.

Транспортировка при нарушении дыхания

В этом случае в процессе транспортировки человеку нужно делать искусственное дыхание. Убедитесь в том, что голова слегка наклонена. Не давайте человеку обезболивающие в форме таблеток.

Оказание первой помощи при дорожно – транспортных происшествиях

Основные причины смерти в ДТП:

— травмы, не совместимые с жизнью – 20% — задержка скорой помощи – 10% — неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

«03» в России — служба скорой помощи «01» в России — пожарная служба, но через нее всегда можно вызвать скорую помощь и службу спасения

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.

Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

— дыхание: в норме количество вдохов в минуту у взрослого – 16-20, у детей – 20-23. У пострадавшего может развиться как учащенное дыхание (25-30), так и редкое (8-10), что может свидетельствовать о развитии шока; — пульс: прощупывать его лучше на сонной (шея) или лучевой артерии (в месте ношения часов). В норме 60-80, у детей 80-90. Учащенный пульс или редкий (менее 60), а также неритмичный может быть признаком шока; — реакция зрачков: у здоровых людей зрачок сужается при свете и расширяется при темноте. Если у пострадавшего зрачки расширены и не реагируют на свет – это признак опасного для жизни состояния. — кожные покровы: в норме розовой окраска и теплые на ощупь. При обмороке и кровопотере становятся бледными и холодными. В случае тяжелого нарушения дыхания и кровопотери – синюшными. У спасателей на такую оценку должно отводиться 5-10 секунд. Потому, что в данных случаях важна каждая минута.

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

— отсутствие сознания;

— отсутствие дыхания;

— отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

— расширение зрачка;

— изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

— пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

— под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

— непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.

Признаки эффективной реанимации:

— появление пульсации на сонной артерии;

— сужение зрачков;

— кожные покровы обретают розовый цвет;

— появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

— остановка кровотечения;

— при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

— при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

— обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

Состав автомобильной аптечки рассчитан на оказание первой медицинской помощи при тяжелых травмах, которые могут угрожать жизни человека. Далее в Законе указано: «При этом водитель может по своему усмотрению хранить в аптечке лекарственные средства и изделия медицинского назначения для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках». Кроме самого состава автомобильной аптечки были разработаны рекомендации по её применению.

Какие возможны ошибки при иммобилизации

Из-за того, что многие не представляют, как провести иммобилизацию при переломе позвоночника, появляются распространенные ошибки:

  • Неверная фиксация головы и шеи пострадавшего – это усиливает давление на первый шейный позвонок и другие составные части такого отдела.
  • Отсутствие специального поддерживающего валика из одежды под спиной больного – это травмирует грудной отдел.
  • Транспортировка при переломе поясничного отдела позвоночника без скрученной одежды под тазом и грудью человека при перемещении его на животе.

Чтобы несчастный случай не закончился серьезными осложнениями, четко следуйте инструкциям, следите за состоянием больного и правильно передайте все детали ситуации приехавшим на место происшествия медикам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]