Шина Дитерихса — это устройство для иммобилизации нижней конечности во время транспортировки. Впервые она была предложена советским хирургом Дитерихсом, из-за своего удобства и функциональности применяется и сегодня. Подобные шины есть в ассортименте у разных производителей, но все они имеют аналогичную конструкцию и принцип действия.
Автор статьи / Эксперты сайта Шулепин Иван Владимирович, врач травматолог-ортопед, высшая квалификационная категория
Общий стаж работы более 25 лет. В 1994 г. окончил Московский институт медико-социальной реабилилитологии, в 1997 г. прошел ординатуру по специальности «Травматология и ортопедия» в Центральном научно-исследовательском институте травмотологии и ортопедии им. Н.Н. Прифова.
Назначение и использованиешины Дитерихса. Правила иммобилизации.
Что нужно для установки шины (инструментарий)?
Помимо шины при проведении иммобилизации конечности понадобиться 2 бинта, ножницы и дополнительные бинты и вата для повязок, которые необходимо накладывать на места, где выступают суставы. Желательна, если позволяет ситуация, последующая закрепляющая фиксация шины гипсом.
· Процесс наложения шины Дитерихса включает в себя много этапов, к каждому из которых нужно отнестись предельно внимательно. Правила наложения:
· Прежде всего, важно по возможности успокоить пациента, объяснить ему суть предстоящей манипуляции с его телом.
· Разрезать одежду по шву, если одежда туго прилегает к поврежденной конечности, затем внимательно осмотреть повреждение, убедившись в наличии перелома.
· Приложить внутреннюю и наружную части шины Дитерихса к здоровой конечности, фиксируя нужную длину шины.
· Прикрепить с помощью восьмиобразной повязки подошвенную планку шины на стопе поврежденной конечности пациента, следя за тем, чтобы подошвенная часть шины выступала на 8-10 см за подошвенную часть стопы.
· Вставить в металлическое крепление подошвенной планки наружную деталь шины.
· Уложить в паховую область со стороны поврежденной конечности внутреннюю часть шины, провести через внутреннее металлическое ушко подошвенной части, застегнуть перемычку подошвенной части.
· Вложить под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) слой ваты, чтобы предупредить излишнее сдавливание и последующий некроз.
· Закрепить ремни из подмышечной впадины больной конечности на здоровое надплечье и на уровне бедра.
· Продеть через отверстие в перемычке шнур и таким образом прикрепить палочку-закрутку. Закручивая ее, создавать вытяжение ноги, пока поперечные перекладины не упрутся в паховую и подмышечную область.
· Зафиксировать палочку-закрутку за выступ наружной шины.
· Зафиксировать шину на травмированной конечности, оборачивая ее бинтом спиральными ходами бинта, ведя от голеностопного сустава к тазобедренному.
При переломе бедра наиболее приемлемая транспортная шина Дитерихса (1), с помощью которой осуществляется иммобилизация и вытягивание конечности по оси (2).
– внешний и внутренний костыли подгоняют по длине конечности таким образом, чтобы упор внешнего костыля упирался в подмышечную ямку, а внутреннего – в промежность; нижние концы обеих надставок должны выступать за подошву стопы на 10-15 см;
– с помощью штырей соединяют надставки с верхними пластинами через отверстия, для надежности крепления штыри можно закрепить несколькими турами бинта;
– фиксируют подстопник к подошве стопы (не снимая обуви!)
бинтовой 8-образной повязкой, особенно надежно прикрепляя задний отдел подстопника к пятке, потому что на эту часть приходится основная сила тяги при вытяжении;
Шина Дитерихса: общий вид (1); вид больного с наложенной шиной Дитерихса (2); проведение вытяжения конечности по оси с помощью закрутки при наложении шины Дитерихса (3).
– укладывают вдоль туловища внешний костыль шины, выводя нижний конец надставки через боковое ушко металлической скобы подстопника;
– упор костыля фиксируют в подмышечной ямке куском бинта, предварительно протянутым через верхнюю пару щелей, который завязывают на противоположном плече;
– укладывают внутренний костыль, проводя нижний конец через боковое ушко подстопника, а упор внутреннего костыля фиксируют к промежности бинтом, протянутым через прорезы пластины, бинт проводят вокруг бедра в верхней трети;
– нижние концы обеих костылей соединяют между собой соединительной планкой, через отверстие которой проводят двойной шнур закрутки, и фиксируют его к скобе подстопника. После этого верхнюю часть внешнего костыля фиксируют к туловищу спиральной бинтовой повязкой (используют бинт шириной 10-15 см);
– внутренний костыль в верхней трети фиксируют вокруг бедра несколькими турами бинта, после чего приступают к вытягиванию. Вытягивание осуществляется вручную, осторожно подтягивая стопу и закручивая закрутку (3). Вытяжение не должно быть избыточным, чтобы не причинить дополнительной боли пострадавшему;
– между костылями и костными выступами размещают ватно-марлевые прокладки;
– шину плотно фиксируют с помощью бинта, накладывают спиральную повязку от щиколоток к подмышечным ямкам.
Правила транспортировки
Если процесс наложения шины дитерихса пациенту с переломом бедер закончен, то его доставляют в больницу. Врачи должны:
- Успокоить человека, объяснить то, что ему будут делать.
- Ввести больному обезболивающее.
- Не расстегивать одежду больного, не снимать ему обувь. Все действия должны быть очень аккуратными. Лишнего дискомфорта пациенту доставлять не стоит. Если же на пострадавшем надета очень узкая одежда, которая сжимает поврежденную конечность, то ее можно разрезать по шву.
- Во время транспортировки больному можно наложить транспортную шину. Она поможет удержать конечность в правильном положении. Но перед ее наложением на все выступающие части тела следует положить вату. При переломах шину дитерихса накладывают на сустав, лодыжку, край подвздошной кости. Вата снизит риск появления у пострадавшего пролежней, натирания. Помните: сейчас продаются и более модернизированные транспортные шины дитерихса, которые также фиксируют нижние конечности. Причем сейчас обладает модернизированная транспортная шина дитерихса, которая фиксирует нижние конечности, и тесемками.
- Остановить кровотечение с помощью утягивающего бинта, тугой повязки, жгута. Помните: замок не должен мешать снятию повязки без снятия шины.
- Использовать разные бинты для наложения шины, повязки.
- Проложить основание металлической шины ватой, бинтами.
- Потянуть поврежденную конечность слегка вперед, закрепить ее в данном положении. Обычно это делается в тех случаях, если у больного диагностирован закрытый перелом.
- Положить на поврежденную конечность одеяло, теплую одежду. Обычно укрывать ее требуется в том случае, если больного доставляют в медицинское учреждение в холодное время года.
- Зафиксировать повязку через ушко, но захватывая голенище сапога. Так ее подошвенная часть лучше закрепится и не сползет.
- В медицинском учреждении наложить пострадавшему шину дихтерикса. Причем зафиксировать нужно все тело, т.е. начиная от подмышек и заканчивая нижней частью тела. Только так удастся обездвижить поврежденную нижнюю конечность.
Помните: если наложение транспортной шины дитерихса прошло успешно, то у пострадавшего она плотно зафиксируется.
При этом модернизированная повязка останется сухой, боли не будет, артериальное давление пострадавшего стабилизируется, пульс и дыхание выровняется. Подытожим: шина дихтерикса – это действительно очень уникальное устройство, которое помогает правильно зафиксировать поврежденную конечность, ускорить процесс восстановления пациента. Но она будет полезной только в том случае, если она будет наложена опытным специалистом. Шина, наложенная обычным человеком, не даст никакого эффекта и даже может навредить пострадавшему. Не стоит экспериментировать со своим здоровьем.
Назначение и строение устройства
Шина Дитерихса представляет собой жесткий фиксатор, предназначенный для обездвиживания нижних конечностей с одновременным их вытяжением. Основным показанием к ее использованию является комфортная транспортировка пострадавших с переломами . Ее накладывают непосредственно после травмы при повреждении костей бедра или голени для недопущения их смещения в дороге. Также ее применение обосновано при вывихах суставов и других видах травм , которые требуют более детальной диагностики в условиях стационара.
В строении шины Дитерихса выделяют несколько функциональных частей:
- наружный и внутренний костыли, которые после фиксации устройства будут пропорциональны длине конечности пациента;
- подстопники — планки, на которых размещается и фиксируется стопа;
- закрутка в виде палки;
- ремни — их можно заменить бинтом.
Для обездвиживания верхних конечностей существует похожее приспособление — шина Крамера . Она также представляет собой жесткое устройство и имеет схожий состав, но оно будет фиксировать руку в анатомически правильном положении. Ее наложение показано при травмах костей плеча и предплечья, в том числе лучевой, локтевой, плечевой и ключицы.
Принципы транспортной иммобилизации
Во время оказания первой помощи при переломе важно понимать ее основные правила.
Лучше, если перевозкой пострадавшего займутся специалисты — неквалифицированные действия могут нанести вред и стать причиной превращения закрытого перелома в открытый.
Алгоритм накладывания шины и транспортировки пациентов с переломом ноги:
- шина должна закрывать минимум два сустава, которые находятся выше и ниже участка перелома;
- важно зафиксировать ногу в анатомически правильном положении либо в том, которое вызывает наименьшую болевую реакцию;
- если перелом закрытый — после наложения шины производится вытяжение отломков костей;
- если перелом закрытый — ногу фиксируют в том положении, в котором она находится на момент травмы;
- одежду и обувь с пострадавшего снимать не нужно, а под конечность стоит подложить ткань.
Во время перемещения больного на носилки рядом должен находиться еще один помощник.
Он будет придерживать ногу, чтобы обеспечить максимальную стабильность костей. При соблюдении этой техники пострадавшего удается доставить в больницу в сохранности.
Техника наложения шины Дитерихса
При переломах нижней конечности обязательно следует наложить шину перед транспортировкой больного.
Это обязательная процедура — в других условиях перевозка пострадавших запрещена из-за рисков смещения отломков костей.
Для этого понадобится шина, ножницы и два бинта, если конструкция не предусматривает специальных ремней для крепления.
Порядок наложения при переломах нижней конечности:
- обезболить поврежденный участок;
- по необходимости остановить кровотечение;
- для начала приложить костыли к здоровой ноге и измерить их необходимую длину;
- переложить костыли к поврежденной конечности (внутренний должен доходить до паховой области, наружный — до подмышечной впадины);
- закрепить верхние ремни на уровне бедра и на надплечье;
- при помощи закрутки производить вытяжение конечности, пока костыли не начнут упираться в область паха и подмышки;
- зафиксировать костыли ремнями или бинтом.
Особенности наложения этого приспособления зависят также от его строения и материала. Чтобы жесткие деревянные или металлические конструкции не травмировали костные выступы, их предварительно можно обложить тканью или ватой. Подгонка устройства осуществляется индивидуально для каждого пациента.
Особенности и противопоказания
Несмотря на универсальность и простоту в применении, шина Дитерихса имеет свои особенности и противопоказания. Важно помнить о некоторых нюансах, которые позволят обеспечить больному комфортное и безболезненное передвижение в транспорте:
- проводить все манипуляции только после использования обезболивающих препаратов;
- обернуть ватой все твердые поверхности шины;
- при наложении шины на сапог она должна охватывать его голенище полностью.
Устройство показано к применению только при повреждении крупных костей бедра или голени.
Его не накладывают при переломах лодыжки или стопы.
Шина Дитерихса, несмотря на наличие более современных приспособлений и методов, продолжает применяться уже более 60-ти лет. Она остается самым основным и универсальным способом для комфортной транспортировки пациентов с переломами нижних конечностей. При правильном ее наложении удается минимизировать риски дополнительных повреждений или смещений костных отломков в дороге и сохранить целостность здоровых тканей.
Противопоказания
Шину дитерихса при переломах накладывают только по медицинским показаниям, т.к. от этого зависит и техника ее наложения. Приспособление показано носить только в том случае, если пострадавший получил перелом голеностопной или бедренной части кости. Причем перелом может быть любой степени сложности. Конечно, шина дитерихса при переломе – это полезное приспособление, но использовать его можно не всем пациентам. К примеру, при переломах шина дитерихса не накладывается пациентам:
- имеющим иные опасные повреждения, при которых данное устройство накладывать просто не имеет смысла;
- находящимся в состоянии тяжелого шока;
- которые из-за боли не могут длительное время находиться в одном положении;
- которые находятся в состоянии, не совместимом с жизнью;
- при обращении с которыми врачи рискуют наложить приспособление неправильно.
Помните: до приезда врача родственники не должны накладывать транспортную шину пострадавшему самостоятельно.
Лучше всего придать пострадавшему определенное положение, дождаться врачей. Родственники не смогут точно определить зону повреждения, поэтому накладывать шину дитерихса при переломах в данном случае просто не имеет смысла.
Техника наложения шины Дитерихса
Цель: транспортная иммобилизация при переломе бедра.
Показания: перелом бедра.
Ресурсы:мягкие прокладки, бинты, вата; шина Дитерихса, шина Крамера, шприц, ножницы, 2мл 50% анальгин, 2 мл 1% димедрол, стерильные перчатки.
Алгоритм действия:
1. Положите больного горизонтально, успокойте.
2. Объясните ход предстоящей манипуляции.
3. Обработайте руки спиртом и оденьте стерильные перчатки.
4. Сделайте обезболивающее средство 2мл 50% анальгина, 2 мл 1% димедрола.
5. Осмотрите место травмы.
6. Убедитесь в наличие перелома или вывиха.
7. Придайте конечности среднефизиологическое положение.
8. Возьмите шину Крамера длиной -120 см, шириной -11 см.
9. Приложите конец шины (120х11) к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.
10. Согните в области пятки под прямым углом (90 0 ).
11. Приложите шину по задней поверхности нижней конечности до поясницы.
12. Зафиксируйте подошвенную часть шины 8-ми образной повязкой к подошвенной поверхности стопы (обувь не снимайте!).
13. Закрепите наружную часть шины так, чтобы начиналась у подмышечной впадины и на 8-10 см выступала за подошвенную поверхность стопы.
14. Вставьте ее в металлическое ушко подошвенной части шины.
15. Уложите внутреннюю часть шины по внутренней поверхности конечности от промежности до подошвенной поверхности стопы – 8-10 см.
16. Проведите ее через внутреннее металлическое ушко подошвенной части.
17. Подложите прокладку из ваты под костные выступы (лодыжек, коленного сустава, большого вертела и крыла подвздошной кости) для предупреждения сдавливания и развития некроза.
18. Закрепите шину на голени, бедре, животе, грудной клетке циркулярными ходами бинта.
19. Произведите вытяжение при помощи закрутки, поместите ее на выступы наружной части шины.
20. Снимите перчатки и опустите в дез.раствор.
Наложение медицинской пневматической шины (ШМП)
Цель:транспортная иммобилизация при переломах конечностей
Показание: перелом верхней и нижней конечности.
Ресурсы: пакет с шиной.
Примечание: Шина изготовлена из прозрачной пластмассовой пленки и состоит из следующих элементов: двухслойная герметическая пленка, застежка-молния, клапанное устройство с трубкой для нагнетания воздуха в камеру; ШМП выпускается в пакетах трех типов по размерам: 1- для кисти и предплечья; 2 – для стопы и голени; 3 – для коленного сустава и бедра.
Алгоритм действий:
– Усадите больного лицом к себе, успокойте.
– Объясните ход предстоящей манипуляции.
– Обработайте руки спиртом и оденьте стерильные перчатки.
– Сделайте обезболивающее средство 2мл 50% анальгина, 2 мл 1% димедрола.
– Осмотрите место травмы.
– Убедитесь в наличие перелома или вывиха.
– Придайте конечности среднефизиологическое положение.
– Извлеките шину из пакета.
– Разверните шину и осторожно подведите под поврежденную конечность.
– Откройте клапан воздухопроводного устройства поворотом трубки в направлении против хода часовой стрелки.
– Надувайте шину насосом до жесткого состояния ( или с помощью педального насоса).
– Закройте клапан поворотом трубки по ходу часовой стрелки.
Примечание: – при давлении в камере 40-45 мм.рт.ст., шина приобретает жесткость, необходимую для осуществления транспортной иммобилизации;
– шина не нарушает кровообращения в поврежденной конечности;
– отличается быстротой наложения, хорошей проницаемостью для рентгеновских лучей.
Уровень освоения практических навыков оценивается по пятибалльной системе:
2 «неудовлетворительно» – не в состоянии выполнять практические умения;
3 «удовлетворительно» – выполняет практические умения, но допускает существенные ошибки в методологии выполнения и деталях, не достиг рекомендуемого уровня;
4 «хорошо»– владеет практическими умениями в его принципиальных основах и на рекомендуемом уровне, но допускает несущественные неточности;
5 «отлично»– качественно и в полном объеме владеет практическим умением на рекомендуемом уровне или выше.
Дата добавления: 2015-02-05 ; ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Применение тракционных шин при переломе бедра на догоспитальном этапе
Тракционные шины — это средства для иммобилизации переломов, в которых, в отличие от обычных шин, предусмотрен элемент вытяжения поврежденного сегмента конечности. Наибольшее распространение они получили при иммобилизации диафизарных переломов бедренной кости.
Элемент вытяжения при фиксации перелома диафиза бедра предполагает следующие преимущества по сравнению с обычным шинированием:
- Более выраженный обезболивающий эффект. Бедренная кость — одна из самых крупных костей в составе скелета. Мышечный массив, окружающий ее, также наиболее мощный, по сравнению с другими сегментами конечностей. В случае перелома диафиза бедра болевой синдром обусловлен давлением на ткани острых отломков бедренной кости, создаваемым мышцами. При создании вытяжения давление отломков на ткани уменьшается, что приводит к выраженному уменьшению боли.
- Уменьшение кровопотери. При закрытом диафизарном переломе бедра кровопотеря может достигать от 1 до 3 литров. Это во многом обусловлено способностью межмышечных пространств бедра вмещать большое количество крови. При тракции объем межмышечных пространств сокращается, что в итоге приводит к уменьшению кровопотери. Этому же способствует тот факт, что зафиксированные отломки при тракции с меньшей вероятностью будут повреждать находящиеся рядом кровеносные сосуды.
- Предупреждение повреждения нервов. Это также связано с фиксацией отломков и уменьшением давления их острых краев на окружающие ткани.
Эти, по большей части, теоретические выводы и предположения позволили тракционным шинам получить широкое распространение в экстренной медицине.
Исторически первая тракционная шина была разработана Хилтоном (John Hilton) в 1860 году, а затем в 1875 году модифицирована Томасом (Hugh Owen Thomas), который использовал ее для лечения пациента с туберкулезным поражением коленного сустава, и чье имя она в итоге и получила. Джонс (Robert Jones) во время Первой мировой войны ввел применение шины Томаса в практику военно-полевой хирургии. Начиная с 50-х годов во многих странах тракционные шины вошли в обязательный перечень оснащения бригад скорой помощи. К настоящему времени наложение тракционной шины стало стандартом догоспитальной помощи при изолированном диафизарном переломе бедра на территории многих стран, в частности, США и Великобритании.
Все современные тракционные шины имеют общий принцип работы: сначала создается упор на область промежности при помощи полукольца (как на шине Томпсона) либо каким-либо другим способом, а затем конечность вытягивается за область стопы. После вытяжения шина дополнительно фиксируется на протяжении.
HARE TRACTION SPLINT
Разработана Glen Hare в 60-х годах и является дальнейшим развитием шины Томпсона. Представляет собой рамочную телескопическую конструкцию регулируемой длины с мягкими поперечными вставками. После ручной стабилизации перелома и установки необходимой длины конструкции (по здоровой конечности) шина аккуратно помещается под конечность пострадавшего. Проксимальный конец шины с упором фиксируется стропой на уровне верхней трети бедра. Далее накладывается фиксирующее устройство для стопы и с помощью натяжителя со стопором производится собственно тракция. Оптимальное усилие, согласно методике, должно составлять около 10–15 % веса пациента или около 15 фунтов (6,8 кг). Другим критерием будет служить значимое уменьшение болевого синдрома, отмечаемое самим пациентом. Заключительным этапом производится дополнительная фиксация конечности к шине на протяжении с помощью тканевых элементов и фиксация пациента на щите-носилках. К недостаткам шины можно отнести невозможность ее использования при переломах в области проксимальной трети диафиза бедра, поскольку в таких случаях проксимальный упор шины может оказывать давление на область линии перелома. В случае перелома бедра в детском возрасте использование взрослого варианта шины также невозможно. Для применения в педиатрической практике существуют специальные варианты этой шины.
SAGER EMERGENCY TRACTION SPLINT
Разработана в 70-х годах Joseph Sager и Antony Borshneck. Представляет собой телескопическую конструкцию, размещаемую по внутренней поверхности травмированного бедра. Проксимальный конец упирается в область промежности и имеет форму, аналогичную костылю или прикладу ружья. На дистальном конце конструкции имеется натяжное устройство с рычагом и шкалой в фунтах. Степень натяжения, создаваемая такой шиной, аналогична шине Hare. После тракции стопы шина дополнительно фиксируется на протяжении манжетами с текстильными застежками. Обычно такая шина несколько менее комфортна для пострадавшего, а при смещении во время транспортировки может быть причиной дополнительной травмы наружных половых органов. К положительным же ее качествам можно отнести возможность при необходимости производить одновременную тракцию за обе стопы при двустороннем переломе бедра.
KENDRICK TRACTION DEVICE и CT-EMS
За счет своей компактности и малой массы данный вид шин получил распространение в укладках медиков, работающих в условиях бэккантри (Пешее восхождение на вершины, не оборудованные механизированными средствами подъема с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам. — прим. ред.) — у скипатролеров, в базовых альпинистских лагерях и пр. Состоит из складывающейся штанги, состоящей из нескольких сегментов, количеством которых регулируется длина, захвата для стопы с натягивающей стропой и регулируемой петли из стропы для фиксации шины в верхней трети бедра, а также эластичных манжет для фиксации шины на протяжении. Шина достаточно проста и удобна, компактна при переноске и быстро накладывается.
Дальнейшим ее развитием стала шина CT-EMS (Carbon Traction Emergency Medical Service), отличающаяся от предшественницы штангой из углепластика и роликовым натяжителем, работающим по типу полиспаста 4:1. Масса такой шины составляет не более 500 грамм.
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ТРАКЦИОННЫЕ ШИНЫ
Кроме табельных вариантов тракционных шин, существует и технология импровизированного изготовления из подручных материалов. Она во многом повторяет принцип работы CT-EMS, только вместо строп могут использоваться куски ткани, вместо штанги — жердь, лыжа или треккинговая палка, а для дополнительной фиксации конечности используется либо одеяло (как на рисунке), либо полиуретановый коврик (как на заглавной фотографии). Вытяжение производится репшнуром по типу полиспаста. В одном из исследований проводилось сравнение между стандартными тракционными шинами и импровизированными конструкциями по степени комфорта для пострадавшего, которое не показало значимых отличий между ними.
ШИНА ДИТЕРИХСА
Было бы несправедливо не упомянуть и о тракционной шине, получившей распространение в отечественной травматологии. Разработанная еще в 30-е годы XX века отечественным хирургом М. М. Дитерихсом для транспортной иммобилизации при переломах бедра, она до сих пор используется по своему прямому назначению. Принципиальным отличием от других типов шин является тот факт, что вытяжение осуществляется с упором одновременно в область промежности (аналогично Sager) и в подмышечную область на стороне поражения. При наличии противопоказаний к вытяжению данная шина может с успехом быть применена в качестве стандартной, без тракции. Несмотря на свой возраст, данный тип шин до сих пор используется на догоспитальном этапе при переломах бедра в рамках военно-полевой хирургии. Другие тракционные шины, кроме шины Дитерихса, в нашей стране распространения не получили.
Какова же область применения такого многообразия тракционных шин? Показание для наложения такой шины будет одно — изолированный перелом диафиза бедра. К противопоказаниям для наложения тракции относятся сопутствующий перелом таза, перелом или вывих в области коленного или голеностопного суставов, перелом голени, иначе говоря, любые другие переломы на линии вытяжения. Также тракция противопоказана при проксимальном или дистальном переломах бедренной кости. К другим противопоказаниям относятся открытый перелом бедра с видимыми в ране костными отломками, выраженный остеопороз, а также усиление боли при наложении шины. Во всех этих случаях показана обычная иммобилизация — наложение стандартной фиксирующей шины, либо тракционной шины без тракции.
ПОЗИЦИЯ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Несправедливо будет не заметить, что в последние годы появляется все большее количество статей и обсуждений, в той или иной степени ставящих под сомнение целесообразность использования тракционных шин на догоспитальном этапе. Причин тому несколько:
- Ситуации, безапелляционно требующие наложения тракционной шины, встречаются достаточно редко. Abarbanell провел анализ 4513 вызовов бригад скорой помощи за 2001 год в рамках одного населенного пункта. Всего 16 из них были по поводу травмы средней трети бедра. Только в пяти случаях парамедики диагностировали перелом диафиза бедра. Тракционная шина была наложена лишь в двух случаях. В других случаях тракция не производилась по следующим причинам: у одного были противопоказания — проксимальный перелом бедра, другой пациент транспортировался в положении комфорта, у третьего возникла выраженная боль при попытке наложения тракционной шины. Таким образом, это устройство призвано помочь в оказании помощи только при одном изолированном повреждении, но, согласно нормативным актам, иметь его в наличии приходится всегда и везде.
- Другая проблема заключается в том, что большинство машин скорой помощи адаптированы под перевозку пациента ростом не более 2 метров. Пациент, зафиксированный на носилках с наложенной тракционной шиной, имеет большую длину, что значимо затрудняет транспортировку в машине скорой помощи или в вертолете.
- Наложение тракционной шины занимает значимое количество времени и может задерживать транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение, а также отвлекает внимание от возможных более значимых травм (травма грудной клетки, черепно-мозговая травма).
- Тракционная шина имеет много противопоказаний, в частности, наличие других травм (вывихов или переломов) конечности. Очень часто их не представляется возможным выявить при осмотре на догоспитальном этапе, и тракционная шина накладывается, например, на фоне имеющего место, но не обнаруженного перелома таза.
- Сама по себе тракционная шина, цель наложения которой заключается в защите нервов и сосудов от дополнительной травматизации, при определенных неконтролируемых обстоятельствах (например, краевое повреждение обломками магистральных сосудов) может приводить к их повреждению.
Но все же самым главным аргументом, заставляющим пересматривать имеющиеся стандарты оказания помощи, является то, что целесообразность применения тракционных шин и их преимущества перед стандартными фиксирующими шинами не подтверждены соответствующей доказательной базой. Есть несколько исследований, показавших большее снижение болевого синдрома при применении тракционных шин в сравнении с обычными. Однако так и не было доказано преимущество их использования при оценке смертности или частоты развития осложнений. Несмотря на многолетний опыт использования таких шин бригадами скорой помощи, в литературе встречаются лишь единичные исследования на данную тему, а описания преимуществ, приводимые в учебных пособиях по экстренной медицины — не более чем логические рассуждения, не подкрепленные доказательной базой. В настоящий момент большинство авторов сходятся во мнении, что в определенных ситуациях тракционная шина может являться методом выбора, однако требуется проведение новых рандомизированных клинических исследований для подтверждения их преимуществ перед стандартной иммобилизацией. И возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями переломного момента, когда тракционные шины либо укрепят свои позиции в качестве «золотого стандарта» при переломах диафиза бедра, либо, не доказав своих преимуществ перед более простым и доступным шинированием, займут свое место в музее истории экстренной медицины.
Источники:
- Kwon YH, Kahwaji CI. EMS. Traction splint. StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2021 Jun 15.
- Mistovich JJ, Karren KJ, Hafen BQ. Prehospital Emergency Care. Prentice Hall; 2009.
- McEvoy D, Bleidher J, Moore G, Anderson P. Wilderness Medicine. Aerie Backcountry Medicine; 2010.
- Runcie H, Greene M. Femoral Traction Splints in Mountain Rescue Prehospital Care: To Use or Not to Use? That Is the Question. Wilderness Environ Med. 2015;26(3):305-11.
- Robinson PM, O’meara MJ. The Thomas splint: its origins and use in trauma. J Bone Joint Surg Br. 2009;91(4):540-4.
- Schimelpfenig T, Safford J. NOLS Wilderness Medicine. Stackpole Books; 2006.
- Weichenthal L, Spano S, Horan B, Miss J. Improvised traction splints: a wilderness medicine tool or hindrance?. Wilderness Environ Med. 2012;23(1):61-4.
Устройство
Автором приспособления является советский хирург, чье имя оно и получило в качестве названия. Оно активно использовалось во время Второй мировой войны. Транспортная иммобилизация шиной Дитерихса являлась одной из основных процедур при переломах в то давнее время, широко применяется она и сегодня.
Неоспоримым преимуществом такого приспособления является то, что оно способно вытягивать и обездвиживать поврежденную ногу одновременно. В некоторых сложных случаях, например при серьезных повреждениях костей бедра, транспортировка и перемещение пострадавшего без использования шины строго запрещены.
Шина Дитерихса состоит из пары раздвижных деревянных планок – короткой и длинной, размер которых может регулироваться (зависит от роста человека). Овальные перекладины верхних концов обшиты упругой мягкой тканью – для безболезненного упора в промежность и подмышечную впадину. Специальная поперечная дощечка соединяет их нижние концы. В ней проделано отверстие, с помощью которого конечность вытягивают: специальную подошву-площадку прикрепляют к стопе бинтами.
Наложение шины Дитерихса
Когда необходима такая процедура? Она может использоваться при всех уровнях перелома голени или бедра. Техника наложения шины Дитерихса не является чересчур сложной, однако от качества ее выполнения зависит последующая реабилитация. На наружную поверхность бедра накладывают длинную планку, начиная от самой подмышечной впадины, на внутреннюю поверхность бедра – короткую часть. Наружную часть шины закрепляют широкими ремнями в области поясницы и груди, затем фиксируют планки на голени и бедре.
Планки оснащены поперечными распорками – для упора. Специальную подошву прибинтовывают к стопе. Упор с отверстием шарнирно закреплен на внутренней планке шины: через это отверстие проводится фиксирующий шнур. Последний закручивается до натяжения после наложения шины, которую крепят к телу с помощью мягких бинтов. Перед наложением необходимо провести обезболивание. Важно! Если произошел множественный перелом, при котором одновременно пострадали кости лодыжки, стопы и голеностопный сустав, наложение шины Дитерихса противопоказано.
Правила наложения
Важно не только правильно наложить шину, но и грамотно выбрать ее. Устройство должно:
- Быть прочным, легким, надежно фиксировать поврежденный сустав.
Помните: шина дитерихса используется для пациентов с переломомтазобедренного, коленного, голеностопного сустава или бедра.
- Не причинять дискомфорт пострадавшему, обеспечивать свободный доступ к проблемной области.
- Удерживать проблемную часть в удобном для пациента положении.
- Быть простым, легким в эксплуатации, многофункциональным.
Причем накладывая его, следует учесть следующие несложные правила:
- Нельзя накладывать устройство прямо на голую кожу. Его кладут на одежду, марлю. Поэтому сустав прокладывают ватной или марлевой повязкой.
- Длину перекладин измеряют по здоровой ноге в соответствии с ростом пострадавшего.
- Ноге желательно придать удобное положение.
- Шина дитерихса при переломе бедра или бедренной кости надежно фиксируется на проблемной области. Фиксируют ее бинтами.
- При переломе руки поврежденная конечность фиксируется косынкой, тесьмой.
- На рану накладывают стерильную повязку, а потом конечность обездвиживают.
- Если из раны идет кровь, то вначале ее стоит остановить. Это можно сделать с помощью жгута, давящей повязки. При этом конечность обезболивают, накладывают на нее бинт.
- В холодное время года на конечность накладывают теплое одеяло.
Помните: больному дают обезболивающее. А при сложных переломах бедра (к примеру, одновременно голеностопного сустава, костей стопы, лодыжки) шину дитерихса не используют.
Видео пособие
А если у человека с травмированной рукой до сих пор остались вопросы о том, как накладывать правильно фиксирующее устройство, то ему стоит посмотреть видео по данному вопросу, расположенное в интернете. Причем можно изучить не только видео, но и отзывы по ним. Именно в отзывах часто люди рассказывают о нюансах наложения устройства, возможных ошибках и путях их преодоления.
Принципы транспортной иммобилизации
Любой представитель медицины должен хорошо понимать, что неправильно выполненная фиксация может стать причиной дополнительной травматизации. Вместо пользы ею можно нанести вред: например, недостаточная фиксация закрытого перелома может усугубить его, превратив в открытый. Чтобы этого не произошло, шина Дитерихса при переломе должна накладываться с соблюдением следующих принципов:
- Поврежденную конечность при перекладывании пострадавшего должен держать помощник.
- Одежду с пострадавшего не снимают.
- Вправление отломков при открытых травмах не производят.
- До окончания иммобилизации при закрытом переломе важно провести легкое вытягивание конечности по оси.
- Шина захватывает не менее двух суставов (иногда и трех).
Необходимый инструментарий
Чтобы иммобилизовать поврежденную конечность врачи должны иметь под рукой:
- шину дитерихса;
- стерильные бинты;
- медицинскую марлю, вату;
- стерильные шприцы, иглы.
- раствор, который будет введен пациенту в качестве обезболивающего. Можно использовать «Баралгин», «Промедол», «Фентанил»;
- носилки. Именно на них пострадавшего нужно отнести в медицинское учреждение;
- удобные ножницы.
Помните, что во время наложения шины больной может:
- испытывать сильную боль от полученной травмы, страх;
- видеть свою рану и бояться еще больше;
- увидеть сильную кровь, текущую из раны;
- впасть в обморок, потерять много крови;
- испытать травматический шок;
- потерять возможность нормально двигаться, особенно сильно у него будет снижена подвижность в поврежденной конечности;
- занести в открытую рану инфекцию;
- иметь другие повреждения, кроме перелома.
Поэтому врачам следует постоянно разговаривать с пострадавшим. Это поможет избежать появления у него одного из вышеописанных симптомов.
Особенности наложения
Если пострадавший обут в сапоги, то фиксирующая повязка должна надежно охватывать голенище. При иммобилизации сапога за подошву он может сползти с подошвенной частью самого приспособления. Шина обычно выступает за ступню на расстояние около 15 см. Она надежно фиксируется к туловищу.
Под верхушки боковых створок костылей следует подложить упругие прокладки из ваты и марли, а если обувь пациента мягкая, они потребуются и в зоне лодыжек. Чтобы фиксация была более надежной, под таз и заднюю поверхность ноги укладывают фанерную или лестничную шину с подкладками в зоне ахиллова сухожилия и коленной впадины. Саму шину, если позволяют обстоятельства, можно укрепить кольцами гипса. Чтобы исключить смещение отломков и провисание голени, желательно дополнительно использовать шину Крамера.